Кидалы, мошенники и обманщики
Эта небольшая статья будет интересна всем без исключения, т.к. поможет вам составить первичное мнение о продавце товаров/услуг по его веб-сайту, и принять решение – надо ли с ним сотрудничать, что-то у него покупать, или все-таки найти другого продавца.
Фактически, сейчас веб-сайт – это вывеска, на которой продавец сам предоставляет информацию о себе и своих товарах/услугах. А Интернет – это кладезь информации, где вы наверняка найдете еще что-то про него, что он не указал у себя на веб-сайте.
НО! Интернет - это также и простор для мошенничества! Мошенники всех мастей различными способами стараются выудить деньги у доверчивых или просто не очень понимающих особенности Интернета граждан. А основная особенность Интернета состоит в том, что здесь любой может написать что угодно, любой обман, любую не соответствующую действительности или искаженную информацию, использовать чужие тексты и фотографии, и не будет нести за это никакой ответственности. А вы, попавшись на такое мошенничество, не сможете ничего доказать. И пополните ряды тех, о ком говорят "без лоха и жизнь плоха".
Как распознать кидалу, мошенника и обманщика, фирму-однодневку в интернете? Или понять, насколько порядочна фирма и можно ли ей доверять? Есть несколько проверенных способов определить, насколько сильно стоит доверять продавцу. И эта статья именно об этом.
ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
Объективные методы оценки основаны на анализе независимой и объективной информации о субъекте, в нашем случае о продавце. Т.е. информации, независимой от продавца, или той, на которую может влиять только он сам, формируя свой образ.
1. ВЕБ-САЙТ и ДОМЕН
Проверка домена на время создания. Самый простой и действенный метод в современных условиях. Например, сервис WEBNAMES.RU – указываете адрес домена и получаете информацию о том, когда он был зарегистрирован. Пример…
Если домен зарегистрирован недавно, то не стоит сильно доверять такому продавцу, он вполне может оказаться однодневкой, мошенником, или иметь низкую квалификацию, недостаток опыта. Если на веб-сайте написано, что компания давно существует, а домен зарегистрирован недавно – вас сознательно вводят в заблуждение, не стоит доверять такой компании. Если домен зарегистрирован уже много лет, то такая компания имеет достаточно высокую надежность, это точно не однодневка, и уже есть основания ей доверять.
Также очень важно, на кого зарегистрирован домен. Если такая информация закрытая, а продавец на своем сайте не предоставляет свидетельство о регистрации и владельце домена, то доверять такому продавцу надо с осторожностью. Если же компания ничего не скрывает и позволяет убедиться, что домен, под которым расположен веб-сайт, также принадлежит этой компании, то это свидетельствует, что вас не обманывают. Пример...
2. ФОТОГРАФИИ
Честные и порядочные компании размещают на своих веб-сайтах только свои фотографии, фотографии только своей продукции, выполненных проектов и т.д. НО!..
Есть фирмы, использующие фотографии товаров/услуг с других веб-сайтов, в том числе зарубежных, и выдающие их за свои собственные фотографии. Расчет идет на то, что большинство посетителей их сайта не распознают плагиат. Если вы уже видели такие фотографии на другом веб-сайте - это повод задуматься, кто же вас обманывает.
Чтобы определить авторство фотографий, вы можете попросить показать их оригиналы высокого разрешения (для того, чтобы лучше рассмотреть)/ Оригиналы фотографий высокого разрешения при увеличении не расплываются и можно хорошо рассмотреть детали. Пример оригинала фото… и пример уменьшенной копии... Если оригиналов нет – это означает, что фотографии являются плагиатом и такая компания, как минимум, вас обманывает.
Важно также качество фотографий и продукции, которая на них изображена. Т.к. это Интернет, то выбирать товар/услугу вы будете по картинке. Поэтому ВНИМАТЕЛЬНО посмотрите - если продукция некачественная (неровные края, кривая, косая, дефектная, или просто некрасивая) - задумайтесь, надо ли вам такую продукцию покупать?
3. ТЕКСТЫ
Если тексты, размещенные на сайте фирмы, являются копией (плагиатом, парафразой) или похожи на тексты ее конкурентов, или являются компиляцией общеизвестной информации, но при этом выдаются как авторские тексты – вас вводят в заблуждение. В итоге смотрим п. 1-2 и с наибольшей вероятностью, вас обманывает фирма с меньшим сроком регистрации домена и с, некачественными фотографиями.
4. ОГРН, ОГРНИП, ИНН, название ООО или ИП
На сайте налоговой инспекции можно проверить любого контрагента – когда он был создан и его данные. Для юридических лиц предоставляется полная информация, для ИП - только подавших заявку в течение последнего года. Проверяем...
Можно запросить выписку из ЕГРЮЛ, где будут указаны все данные об интересующей вас фирме. Если на сайте продавца пишут и/или по телефону говорят, что фирма существует давно, а ИП или ООО, фигурирующее в счете, договоре или указанное на сайте, создано недавно – вас вводят в заблуждение или что-то не договаривают.
5. ПОМЕЩЕНИЯ
У любой фирмы, работающей в реальном секторе, должен быть офис, производственные или складские помещения. Если ничего нет – вывод очевиден. Если фирма заявляет себя, как крупная, многопрофильная, но ее реальное состояние не соответствует заявленному (например, офис площадью 5-10 м2, в котором даже нет компьютеров, или из персонала у нее только сам владелец, или неожиданно маленький склад/цех, хотя вы ожидали что-то более солидное) – вас сознательно вводят в заблуждение.
6. О КОМПАНИИ
Подтверждение квалификации компании, например, дипломы, сертификаты – большой плюс. Например... Если ничего нет – есть повод задуматься о том.
Обычно информацию о себе компании предоставляют в разделе "О компании". Там должно и может быть: название фирмы, ее дипломы, сертификаты, персоналии, опыт работы и т.д. Если там нет никакой объективной информации, которую можно проверить, а просто много слов и демагогия с целью ввести в заблуждение - то лучше воздержаться от работы с такой компанией.
Вы также можете сделать поиск в системе Яндекс и Гугл по названию компании и по ее товару/услуге, и посмотреть, что о ней написано на других веб-сайтах.
Как должна выглядеть информация о компании можно почитать ЗДЕСЬ...
7. ТОВАРЫ/УСЛУГИ
Если цена предлагаемых товаров или услуг существенно ниже средней по рынку, или если фирма просто копирует то, что делает ее конкурент (модель продаж, развития, услуги, изделия, тексты, реклама) - значит этот товар/услуга однозначно некачественные, фирма вторична или же это мошенники. Согласно экономике в нормальных конкурентных условиях цена на услугу/товар может различаться на 5-10%, но не 30-50-70%.
Если говорить о секторе и услуг и товаров, то снижение цены обычно делается для компенсации их недостаточного качества, чтобы клиенту потом можно было, условно, сказать "ну а что вы хотели за эти-то деньги". Если же говорить о производстве, то снижение цены также приводит к необходимости наращивать количество заказов, чтобы можно было хоть что-то заработать, и это неминуемо приводит к снижению качества их выполнения.
Нередко мошенники просят вас сделать предоплату за товар - "за резерв" или "заказ", при этом никаких договоров не заключают, документов об оплате, чеков - не дают, деньги просят перевести на непонятные счета или карты. Хотя правила торговли требуют выдачи чеков об оплате, а обычаи делового оборота требуют предварительного обмена подписанными договорами, что делается путем почтовой пересылки. Мы часто этим пользуемся, т.к. многие наши клиенты расположены далеко от Санкт-Петербурга, не имеют возможности лично приехать и подписать договор, а мы обязаны дать им гарантии порядочности и отсутствия обмана. Все оплаты производятся официально через крупный и надежный российский банк.
8. КОНТАКТЫ
Если на сайте в разделе "Контакты" указан только электронный адрес, или веб-форма (поля) для заполнения - держитесь подальше от этого сайта и того, что за ним скрывается. Порядочная фирма и продавец не скрывают свои данные - обязательно должны быть указаны контактные телефоны (действующие), адрес местонахождения фирмы, т.к. только эти данные являются реальными, а не виртуальными, атрибутами любой фирмы.
СУБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
Субъективные методы оценки связаны с анализом информации, на которую могут влиять другие лица, кроме продавца. Например, ввиду публичности продавцов, они открыто предоставляют свои контактные данные. Поэтому, ничего не мешает конкуренту указать эту информацию в текстах сомнительной ценности и содержания.
Особенность Интернета - в нем любой человек может представиться, например, вами, если знает ваши данные, или представителем фирмы, если знает ее данные, т.к. никто не сможет проверить его слова. Это называется "черный пиар" или недобросовестная конкуренция. Отсюда также следует, что чем меньше вы предоставляете о себе информации в Интернете, чем меньше вероятность, что кто-либо ею воспользуется.
1. ТЕЛЕФОН
Cделайте поиск указанного на сайте номера телефона в Яндексе или Гугле, и посмотрите на полученные данные. Если телефон «засвечен» в сомнительных форумах, объявлениях, обсуждениях – подумайте, надо ли вам связываться с его обладателем. Нормальная ситуация – телефон не должен нигде «светиться», кроме веб-сайта продавца или объявлений о продаже его продукции/услуг.
2. ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
Сделайте поиск указанного на сайте адреса электронной почты в Яндексе или Гугле, и посмотрите на полученные данные. Обычно адреса «засвечиваются» на каких-то форумах, объявлениях, в подписях, в предложениях. Нормальная ситуация – адрес не должен быть «засвечен» в сомнительных текстах, т.е. в поисковой выдаче должны фигурировать только страницы с веб-сайта продавца или объявления на сторонних сайтах о продаже именно его товаров/услуг.
3. ОТЗЫВЫ
Сделайте поиск названия компании и ее товаров/услуг в Яндексе или Гугле, и посмотрите на полученные данные.
Не стоит доверять отзывам о компании, размещенным на ее сайте, если они не подкреплены доказательствами в виде официальных писем, контактных данных, фотографий. Негативные отзывы ни одна компания добровольно не разместит, а хорошие отзывы, как правило, пишут сами менеджеры компании.
Также не следует доверять анонимным (без указания каких-либо контактных данных) или полуанонимным (с указанием только адреса электронной почты) отзывам в Интернете. И надо с осторожностью доверять отзывам, где даже указаны контактные телефоны - это может быть и "черный пиар" если отзывы негативные, и накрутка если отзывы позитивные.
Наша фирма, по указанным выше причинам, относится к отзывам серьезно, поэтому мы публикуем фотографии клиентов и изделий, которые они сделали у себя в цехе, вместе с подписанными ими лично отзывами. При этом мы можем подтвердить авторство этих фотографий предоставлением оригиналов.
Автор статьи - Третьяков Павел
P.S. При копировании всей статьи или ее частей открытая, прямая и видимая ссылка на оригинал обязательна. Напомню, что современное законодательство позволяет привлечь нерадивых веб-мастеров к ответственности за нарушение авторских прав.